Гонг

Гонг

Гонг
Гонг (яв., малайск. gong) — ти­пич­ный ин­ст­ру­мент тра­диционной му­зы­ки Юго-Восточной и Восточной Азии, рас­про­стра­нён так­же в Южной и Центральной Азии. Кор­пус ли­той или ко­ва­ный (в основном из брон­зы, ла­ту­ни), диа­мет­ром 15–100 см, дис­ко­вид­ный (пло­ский; слож­но­про­фи­ли­ро­ван­ный: с ото­гну­ты­ми края­ми, шиш­ко­об­раз­ным вы­сту­пом в цен­тре) или кот­ло­вид­ный (по­след­ний бли­зок т. н. брон­зо­вым ба­ра­ба­нам куль­ту­ры Донг­шон). Пред­по­ло­жи­тель­но про­ис­хо­дит из Пе­ред­ней Азии. Наи­бо­лее ран­ние об­раз­цы (II в. до н. э.) най­де­ны при ар­хео­ло­гических рас­коп­ках в юго-восточном Ки­тае. Главные цен­тры про­изводства гонгов в Азии: Мьян­ма, Таи­ланд, Ки­тай, Вьет­нам, Ин­до­не­зия (о. Ява).
Гонг раз­ны­ми спо­со­ба­ми под­ве­ши­ва­ют (в ра­ме, на шес­те, на пле­че, один под дру­гим, ли­це­вой ча­стью друг к дру­гу и др.), за­кре­п­ля­ют го­ри­зон­таль­но (в раме, ко­роб­ке, на шес­те) или дер­жат в ру­ке на шну­ре. Раз­ли­ча­ют­ся одиночные гонги (например, яван­ские кем­пул, агенг) и на­бо­ры (яван­ский бо­нанг – на­бор из 4–19 кот­ло­вид­ных гонгов). Иг­ра­ют 1 или 2 ко­ло­туш­ка­ми. Звук гус­той, глу­бо­кий, на­сы­щен­ный обер­то­на­ми, мед­лен­но за­ту­хаю­щий, в за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва спла­ва и раз­ме­ра бо­лее звон­кий или глу­хой, тя­жё­лый или лёг­кий, низ­кий или вы­со­кий. Су­ще­ст­ву­ют гонги как с не­оп­ре­де­лён­ной, так и с опреде­лён­ной вы­со­той зву­ка. В га­ме­ла­не строй гон­гов со­от­вет­ст­ву­ет основным ла­до­вым сис­те­мам ин­до­незийского га­ме­лан­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния – слен­д­ро и пе­лог. Со­хра­няя функ­цию куль­то­во­го ин­ст­ру­мен­та (в буд­диз­ме и ин­ду­из­ме), боль­шой гонг ис­поль­зу­ет­ся и как сиг­наль­ный. Гонги вхо­дят в различные тра­диционные ан­самб­ли и ор­ке­ст­ры, со­про­во­ж­да­ют те­ат­раль­ные ( в том числе ку­коль­ные, те­ат­ра те­ней) пред­став­ле­ния, пе­ние и тан­цы.
В конце XVIII в. вер­ти­каль­но под­ве­шен­ный в ра­ме боль­шой дис­ко­вид­ный гонг китайского про­ис­хо­ж­де­ния поя­вил­ся в ев­ропейском сим­фо­ническом ор­ке­ст­ре. В симфоническом оркестре возможно использование нескольких гонгов различного размера и высоты звучания. На гонгах большого размера играют колотушкой с войлочной головкой, на небольших — палочками с мягкими головками от маримб или литавр. Записываеися партия гонгов на нитке или блоке ниток в партитуре — ниже партии там-тама.
Нередко игра на гонге осуществляется посредством однократного удара по нему мягкой палочкой. В результате долгого резонирующего звучания, гонг традиционно используется в качестве финального аккорда в некоторых симфонических произведениях.

Источники:
Большая российская энциклопедия ( музыкальных инструментов EOMI

#гонг #музей #музыкальные_инструменты #ударные_инструменты #art #museum #Musical_instrument