"Курьер": история создания и размышления о фильме.

"Курьер": история создания и размышления о фильме. Карен Шахназаров выступил не только режиссером фильма "Курьер", но и автором повести, по которой он был снят. Повесть напечатали в журнале "Юность" еще в 1982 году и она сразу стала популярна. Режиссер Андрей Эшпай даже взял у Шахназарова разрешение на её экранизацию, но сценарий в Госкино не одобрили.
Однако, после того, как "у руля" встал Михаил Горбачев, кто-то из руководства Госкино предложил Шахназарову экранизировать его повесть, фильм по мнению киночиновников должен был хорошо вписаться в перестроечные настроения.
Подготовку к съемкам начали с подбора актеров. На главные роли Кати и Ивана режиссером и его ассистентами было пересмотрено более сотни претендентов, в основном пробовались ученики старших классов и первокурсники. Анастасия Немоляева попала на съемочную площадку случайно: для отыгрывания на пробах эпизода мальчикам нужна была девочка, но она не пришла, тогда режиссер попросил оператора, Николая Немоляева, пригласить свою дочку. Её игра понравилась режиссеру и она была утверждена на главную роль.
Федор Дунаевский, сыгравший Ивана, таже попал в фильм случайно, его на пробы привела Анастасия Немоляева (Федор был её одноклассником).
При съемках особые проблемы доставляла необходимость подбора модного гардероба для актеров. По большей части такие вещи были личными вещами самих актеров. А некоторые наряды для Кати предоставила жена режиссера.
Для съемок уличных сцен тусовок молодежи режиссер попросил милицию согнать местную "шпану", которым предстояло сыграть самих себя - молодежь, которая ни чем не занята. Кстати, Владимир Смирнов, сыгравший Базина, был "выцеплен" режиссером как раз-таки из местных ребят.
Следует отметить, что в то время брейк-данс только набирал популярность в Советском Союзе и в фильме "Курьер" его впервые показали на больших экранах (и его в фильме в принципе не так уж и мало).
Так о чем же этот фильм О перестройке, классовом неравенстве, нигилизме молодежи Или же фильм - это просто критика социализма Возможно, все это можно увидеть в фильме (было бы желание), но в первую очередь этот фильм рассказывает о взрослении, о том, как вчерашние школьники становятся взрослыми людьми.
При чем не о плавном и радостном переходе из разряда детей в стан юношей и девушек, а о резком толчке (или даже пинке) во взрослую жизнь со всеми её заботами и проблемами. Еще вчера, чтобы быть "крутым", достаточно было пить французские духи, а сегодня уже сама необходимость быть "крутым" под вопросом... Не хочется взрослеть...
Наверно поэтому фильм актуален и спустя 30 лет. Нашей молодежи так до сих пор и "не захотелось" взрослеть, становиться взрослыми и брать ответственность хотя бы за свою жизнь, что уж говорить об ответственности за всю страну.
Кадр из фильма "Курьер".