Нэцкэ из собрания Государственного Эрмитажа.

Нэцкэ из собрания Государственного Эрмитажа.

Нэцкэ из собрания Государственного Эрмитажа.
Считается, что нэцкэ — это миниатюрная скульптура родом из Японии. Однако все-таки не Страна восходящего солнца выступает ее исторической родиной. Чжуй-цзы — так называли в Китае предметы, которые крепились к поясу. В XIV веке Япония начала перенимать у Китая некоторые традиции, и в частности манеру носить одежду.
Перенесенное на японскую почву, чжуй-цзы превратилось в нэцкэ. Сначала этот предмет называли карамоно ("китайская вещь") и то:бори ("китайская резьба"). Но очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмысленны старые и нэцкэ приобрело свои характерные отличительные черты. Именно Япония превратила нэцкэ в великое искусство, чего не случилось в свое время в Китае.
Появление первых брелков-противовесов (а именно таково утилитарное назначение нэцкэ) в Японии связано с изменениями в национальном костюме в XV в.. Причиной тому послужило введение в костюм пояса и отсутствие карманов . Поначалу это были небольшие и грубоватые по форме брелки в виде небольшой (7-10 см.) палочки, к которой привязывали один конец шнурка, а к другому, пропустив под поясом, привязывали разнообразные необходимые предметы: письменные принадлежности, кошельки, печати и т. д.
Со временем из скромных брелков нэцкэ превратились в предмет украшения одежды. Для разных слоев населения были свои нэцкэ. К примеру, для крестьянского сословья нэцкэ были латунные и медные, шли в ход маленькие тыквы-горлянки и корни. Изящно вырезанные нэцкэ из слоновой кости, вызывающие восхищение виртуозностью исполнения, носили на поясе представители знати. Так как многочисленные реформы в Японии позволяли носить дорогую одежду из шелка и парчи только представителям аристократии и всем остальным приходилось довольствоваться скромной одеждой, то искусно вырезанное нэцкэ в этой ситуации становилось украшением костюма, позволяя продемонстрировать богатство и вкус своего владельца. Для изготовления нэцкэ мастера использовали самые разные материалы: слоновую кость, олений рог, рога буйвола и носорога, клыки медведя, тигра, моржовая кость, древесные корни.
Несколько позже стали появляться нэцкэ из фарфора, коралла или нефрита, встречались фигуры из окаменевшего дерева, панциря черепахи и даже стекла. Альтернативой нэцкэ могли стать красивые морские раковины и прочие мелочи, которые ранее использовались совершенно по-другому — детали оправы мечей и ножей. При этом для традиционных нэцкэ все-таки брали слоновую кость и дерево.
Быстрому художественному совершенствованию нэцкэ способствовали опыт и умение японских скульпторов, резчиков масок и кукол, мастеров по лаку и других специалистов - их многовековой опыт и переняли резчики нэцкэ.
Самые старые нэцкэ дошедшие до наших дней это нэцкэ XVII века. Их формы эргономичны и достаточно просты в плане исполнения. К сожалению, их сохранилось очень мало.
Документированная история нэцкэ начинается в XVIII веке , когда появляется ряд сочинений в которых упомянуты ведущие резчики, охарактеризованы основные школы резьбы и т. д. Самое известное сочинение того времени "Сокэн кисе" ("Рассуждение об оправе мечей") вышло в г. Осака в 1781 г. Автор: Инаба Мититацу. С этого времени появляется множество школ резчиков нэцкэ со своими традициями и стилем в технике резьбы, любимыми сюжетами и моделями. Несмотря на сложность композиционных построений, нэцкэ всегда сохраняли свою утилитарную функцию, диктующую форму предмета и расположения отверстия для шнурка (химотоси).
Развитие искусства нэцкэ, его расцвет и упадок, всецело связан с последним периодом японского средневековья - периодом Токугава.

Коллекция нэцкэ Государственного Эрмитажа - крупнейшая в России. Ее ядро составляет собрание барона А. Л. Штиглица, переданное в Эрмитаж в 1926 г. В 1972 году Эрмитаж принял собрание нэцкэ, завещанных музею исследователем и коллекционером С. П. Варшавским. Коллекция пополняется за счет покупок у частных лиц и в настоящее время насчитывает более 1500 предметов.

по материалам интернета

#антиквариат #декоративно_прикладное_искусство #кость #нэцкэ #резьба #Япония #art #netsuke